Возврат автомобиля в автосалон

раздел: Защита потребителя
Возврат автомобиля в автосалон

Приобретение личного автотранспорта в салоне – это ответственное мероприятие, к которому автолюбитель готовится достаточно долго. Поэтому в подавляющем большинстве случаев покупка происходит осознанно и добровольно. Однако иногда радость владельца новенького авто меркнет, если проявляются скрытые недостатки и бракованные детали. Несмотря на то что автомобиль тоже является товаром, закон относит его к категории технически сложных устройств. Поэтому процедура возврата возможна, но несколько отличается от классической схемы, принятой для товаров массового потребления.

Трактовка закона

Гражданский кодекс РФ определяет конкретные права покупателя в отношении технически сложных устройств, каковым является автомобиль. Согласно пункту 3 статьи 503 ГК, покупатель может попросить заменить или вернуть товар продавцу в случае серьёзных нарушений требований к его качеству. То есть законом предусмотрено единственное условие, при котором потребитель может отказаться от приобретения, – это явный брак, выявленный в процессе эксплуатации автомобиля.

При соблюдении этого условия, согласно пункту 2 статьи 475 ГК, покупатель имеет право аннулировать договор купли-продажи и потребовать возвращения денежных средств в полном объёме. Время, достаточное для выявления недостатков, определяется гарантийным сроком. Причём по закону о защите прав потребителя браком считается любой недостаток, обнаруженный в процессе эксплуатации авто (например, нерабочий электропривод стеклоподъёмника). При выявлении явных дефектов покупатель может в течение 14 дней после покупки вернуть товар, а продавец обязан его принять и компенсировать его полную стоимость.

На практике же продавцы в автосалонах и дилеры не спешат отдавать деньги, пользуясь часто не совсем честными методами. Поэтому в интересах потребителя обратиться к опытному юристу, который поможет контролировать процесс возврата автомобиля в автосалон по закону.

Условия для возврата авто

Автомобиль относится к товарам высокой ценовой категории, и ответственный продавец заинтересован в его хорошем качестве. Поэтому менеджеры автосалонов и дилеры проводят предпродажную подготовку автотранспорта, его обкатку и техническое обслуживание. Однако не все дефекты могут быть обнаружены в первые же дни эксплуатации: чаще всего скрытые недостатки проявляют себя значительно позже, чем через 15 дней (именно таков срок, отведённый законодательством для безболезненного возврата).

Спустя две недели после приобретения авто вернуть его обратно можно в случаях, если:

  1. В результате проведения экспертизы установлено, что обнаруженный дефект не подлежит устранению или является существенным.
  2. Продавец (дилер) обязуется за свой счёт устранить выявленные дефекты в течение 45 дней. Если ремонт не был произведён в указанные сроки, покупатель имеет право требовать назад свои деньги. Причём задержки, связанные с приобретением запчастей, не являются основанием для увеличения этого периода.
  3. В течение срока гарантии автомобиль часто подвергался ремонту. В этом случае суммарное количество дней простоя авто в автосервисе должно превысить 30 дней. Например, за год гарантийной эксплуатации транспорт побывал на ремонте 6 раз, каждый раз простаивая в боксах по 5‒6 суток. Частые неполадки и откровенный брак уже определяют низкое качество товара; в свою очередь, это даёт право покупателю требовать назад свои деньги по закону. Для подтверждения потребуются чеки, отметки автосервиса о проведённом ремонте, использованных запчастях, их стоимости и другие данные. Эти документы необходимо вместе с исковым заявлением подать на рассмотрение автосалону. Продавец чаще всего соглашается с требованиями покупателя, если заявление составлено юридически грамотно и имеет неопровержимую доказательную базу. Но очень многие автодилеры пытаются снизить сумму возмещения, оперируя тем, что автомашина потеряла товарный вид. Такое требование противозаконно, и любой суд поддержит истца в его праве вернуть полную стоимость некачественного товара.
  4. В течение гарантийного срока один и тот же дефект проявляется регулярно, несмотря на проведённый ремонт.
  5. Продавец реализовал товар с выявленным до продажи браком и скрыл информацию о недостатках авто от покупателя.

Все экспертизы для установления брака производятся за счёт продавца. Дилер самостоятельно определяет партнёра для проведения обследования, однако покупатель имеет полное право наблюдать за процессом и контролировать его. Кроме того, потребитель вправе оспорить решение эксперта в суде.

Законом устанавливается право вернуть автомобиль в автосалон не только в течение гарантийного срока эксплуатации, но и после его окончания. Сделать это на практике достаточно сложно, поэтому без помощи опытного правоведа не обойтись. Авто невозможно вернуть продавцу лишь в одном случае – когда срок эксплуатации превысил установленный документально срок службы машины.

Процедура возврата авто

Процесс возвращения автомобиля в автосалон происходит по следующей схеме:

  1. Составляется заявление на имя руководства автосалона, где указываются все необходимые сведения о покупателе, даты совершения сделки и передачи, описание причин, вынудивших клиента вернуть авто.
  2. Заявление вместе с подтверждающими документами необходимо зарегистрировать. Для этого достаточно отметки секретаря и печати организации. Если представители автосалона отказываются принять претензию, нужно потребовать письменное обоснование отказа либо повторно отправить заявление по почте с подтверждением доставки письма адресату.
  3. После получения требований от покупателя продавец обязан в течение 10 дней решить вопрос о возврате денежных средств. Если с момента покупки товара прошло не более 14 суток, скорее всего, проблем с аннулированием договора купли-продажи не возникнет. При возврате машины в течение гарантийного срока потребуется экспертиза.

Важный момент для определения статуса автотранспорта: согласно Постановлению Правительства РФ № 55, принятому в 1998 году, новый автомобиль входит в список товаров, которые нельзя обменять или вернуть продавцу без серьёзных оснований. Те есть, если машина не понравилась, ситуацию можно будет решить лишь с согласия автосалона.

Возврат авто, купленного в кредит

Порядок возврата в автосалон автомобиля, который приобретён в кредит, представляет собой схему, где присутствует третий участник – банк. В этом случае необходимо сначала решить вопрос с автодилером и взять у него справку о том, что договор купли-продажи расторгнут. Этот документ поможет возвратить деньги, уплаченные банку в счёт долга по кредитному договору, а также проценты, начисленные за пользование заёмными средствами. После произведённых взаиморасчётов необходимо потребовать у банка справку, что денежных претензий кредитор не имеет.

Многие финансовые учреждения отказывают потребителю в возврате денежных средств, потраченных на оплату банковского вознаграждения (проценты). Этот вопрос решается в судебном порядке по иску о возмещении убытков. В данном случае ответчиком будет выступать автосалон.

Чтобы возвратить автомобиль в автосалон по закону, потребуется пакет документов:

  • паспорт покупателя;
  • кассовый чек;
  • сервисная книжка;
  • договор купли-продажи;
  • справка или иной документ о выявленном дефекте, например наряд-заказ.

Дела о возврате сложных технических устройств при выявлении брака – обычная юридическая практика, отработанная до мелочей. При наличии подтверждающих документов в большинстве случаев удаётся вернуть некачественный товар продавцу без судебного разбирательства. Обращаясь в нашу юридическую консультацию в Москве, вы получаете гарантированный результат и значительную экономию времени, ведь наши специалисты знают всё о правах потребителя и успешно применяют знания на практике.