Досудебное урегулирование споров

раздел: Общегражданские вопросы
Досудебное урегулирование споров

Практически любой конфликт можно разрешить мирным путём, не привлекая для этого судебные органы. Поэтому с июля 2016 года в российском законодательстве действует обязательное во многих ситуациях требование – перед передачей дела в суд предпринять попытку досудебного урегулирования спора. Его цель – разгрузить судей и сократить количество разбирательств с их привлечением. Регламент и особенности такого способа прописаны в ФЗ № 47.

Случаи обязательного досудебного урегулирования спора

Попытка мирного решения конфликта по закону должна предприниматься в таких ситуациях, как:

  • взыскание с юридического или физического лица обязательных отчислений и платежей: налогов, таможенных сборов, взносов по страховке;
  • несогласие с решением, вынесенным после проверки ФНС, и его обжалование;
  • оспаривание заключения, отказывающего юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в регистрации;
  • заключение или расторжение договора гражданско-правового характера, аренды жилья или нежилого помещения, открытия счёта в банке, внесение в документ изменений;
  • выселение из квартиры;
  • расторжение соглашения об уплате алиментов, внесение в него изменений;
  • заключение государственного или муниципального контракта, осуществление поставок для нужд государства или муниципалитета;
  • соглашение о транспортных перевозках, доставке грузов или корреспонденции;
  • выплаты по страховке ОСАГО или каско;
  • некорректно оказанные услуги туристических компаний;
  • нарушение авторских и других исключительных прав.

Во всех перечисленных случаях попытка досудебного урегулирования спора является обязательным условием. При его невыполнении суд может закрыть дело и отказаться принимать решение по нему.

Разновидности досудебного урегулирования спора

Досудебная процедура урегулирования спора может проходить как по добровольному желанию одной или обеих сторон, так и по принуждению. Исходя из этого, существуют следующие виды разрешения конфликта, описанные в законодательстве:

  1. Договорной: стороны изъявляют готовность прийти к консенсусу без принуждения со стороны судебных органов.
  2. Претензионный: один из участников конфликта направляет в адрес другого претензию, где оговаривает свои условия мирного, досудебного, урегулирования спора.
  3. Административный: если одной из сторон выступает орган государственной или муниципальной власти, спор можно урегулировать в вышестоящих инстанциях.

Главным преимуществом таких мер является быстрое решение и исключение судебных расходов. Чтобы повысить свои шансы на благоприятное рассмотрение дела, следует привлечь к нему профессионального юриста, имеющего соответствующий опыт и оказывающего услуги по досудебному урегулированию спора. Он поможет подобрать аргументы, перед которыми противник не устоит, согласившись на компромисс.

Особенности претензионного способа

Это наиболее часто применяемый метод досудебного урегулирования споров. Он заключается в направлении претензии с предложением разрешения конфликта на условиях, устраивающих обе стороны. Готовит такой документ один участник противостояния, а второй рассматривает и принимает решение: согласиться на обозначенные требования или отказаться от них.

Различают два вида претензионного порядка по досудебному решению спора:

  1. Официальный. Необходимость направления претензии обозначена в договоре или соглашении, на основании которого и выстраиваются взаимоотношения между сторонами. Здесь же обычно указывается и порядок действий, который обязателен для соблюдения.
  2. Неофициальный. В договоре не описано претензионное решение спорных ситуаций, однако один из оппонентов направляет претензию по собственной инициативе. Вторая сторона не обязана рассматривать её и принимать по ней решение. Однако в суде факт попытки досудебного урегулирования спора может сыграть в пользу участника конфликта, сделавшего шаг к примирению.

При выборе претензионного способа должны быть соблюдены определённые условия:

  • претензия готовится в письменном виде в свободной форме. В ней обязательно должна содержаться следующая информация: данные об отправителе и получателе, требования по досудебному урегулированию спора, законные основания для их выдвижения и ссылки на нормативные акты, срок для их удовлетворения;
  • необходима отметка о получении претензии вторым участником конфликта. Для этого истцу нужно подготовить документы, подтверждающие направление претензии ответчику. Например, при отправке бумаг почтой следует заказывать уведомление о получении письма, которое станет доказательством того, что вторая сторона получила претензию.

Иные методы досудебного урегулирования споров

Существуют и другие способы досудебного урегулирования спора, применение которых направлено на мирное разрешение конфликтного вопроса. К ним относятся:

  • переговоры – способ разрешения конфликта в устной форме при личной встрече;
  • переписка – поиск компромисса через обмен бумажными или электронными письмами;
  • мировое соглашение – использование комплекса мер по судебному урегулированию спора;
  • медиация – привлечение к разбирательству независимого посредника.