Досудебное урегулирование налоговых споров

раздел: Налоговые споры
Досудебное урегулирование налоговых споров

Досудебные налоговые споры – обязательная процедура, являющаяся неотъемлемой частью разбирательств между налогоплательщиком и фискальными органами. Если юридическое или физическое лицо не согласно с решением, вынесенным по результатам проведённой на предприятии проверки, или считает действия инспекторов незаконными, то оно может подать в суд на фискальный орган. Но, в соответствии с российским законодательством, перед рассмотрением дела в суде обязательна попытка досудебного урегулирования спора.

Что представляет собой процедура?

Досудебное урегулирование налоговых споров – направление претензионной жалобы в адрес структурного подразделения ИФНС, которое находится выше того органа, с чьим решением налогоплательщик не согласен. Это обязательная процедура, требования к проведению которой диктует Налоговый кодекс РФ.

Возникновение спора может быть вызвано двумя причинами:

  • обжалованием решений или действий подразделения ИФНС;
  • несогласием с ненормативным актом, устанавливающим размер отчислений в казну государства.

Досудебное рассмотрение налоговых споров необходимо при возникновении таких ситуаций, как:

  • некорректное заключение по результатам камеральной проверки организации;
  • отказ ФНС предоставить компании налоговый вычет или возместить сумму налога, переплаченную сверх установленных требований;
  • взыскание дополнительных платежей;
  • требование ФНС к компании уплатить недоимку.

Этапы процедуры урегулирования спора

Досудебное урегулирование споров с налоговыми органами имеет определённый порядок и состоит из следующих этапов:

  1. Создание жалобы в адрес вышестоящей инстанции и её подача в тот орган ФНС, с решением которого не согласен истец. Здесь важно соблюсти установленные законом сроки. Например, письменное возражение на акт проверки подаётся в течение месяца, а жалоба на вынесенное заключение вышестоящего органа – не позже трёхмесячного срока.
  2. Принятие решения о рассмотрении жалобы или отказе в рассмотрении дела и урегулировании спора, если на то есть законные основания.
  3. Уведомление заявителя и других заинтересованных лиц о времени и месте заседания по рассмотрению поступившей жалобы.
  4. Предъявление истцом доказательств своей правоты с объяснением сложившейся ситуации.
  5. Запрос ФНС аргументов, которыми руководствовались сотрудники проверяющего подразделения при наложении взыскания, ставшего предметом спора.
  6. Рассмотрение дела с участием обеих сторон и принятие решение.
  7. Получение истцом письменного заключения по досудебному решению налогового спора.

В случае несогласия истец может обратиться в суд, приложив к заявлению полученное заключение, вынесенное при досудебном рассмотрении дела.

Юридическая помощь в урегулировании споров

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров имеет строгие требования, выполнение которых обязательно. Сам налогоплательщик не всегда может правильно подготовить необходимые документы и соблюсти установленные законом сроки на подачу жалобы. Поможет грамотно справиться с этой задачей квалифицированный юрист, специализирующийся в данной области права и имеющий опыт арбитражного урегулирования споров.

Правовед может оказать следующие услуги:

  1. Составить жалобу в вышестоящий орган с аргументированным обоснованием требований истца и ссылкой на соответствующие нормативно-правовые акты.
  2. Подготовить доказательную базу, направленную на отстаивание интересов налогоплательщика.
  3. Участвовать в заседаниях по рассмотрению дела, выступать с заключительной речью. Очень часто красноречие и логичность выводов адвоката склоняет решение судьи в пользу истца.
  4. Подготовить исковое заявление в суд в случае, если вынесенное в досудебном порядке решение по налоговому спору не устраивает истца.
  5. Представить интересы клиента в суде.