Составление учётной политики организации

раздел: Бухгалтерские услуги
Составление учётной политики организации

Учётная политика организации представляет собой комплексное ведение бухгалтерского и налогового учёта и делового документооборота. Разработкой этой системы занимается главный бухгалтер при непосредственном участии всех структурных подразделений. Утверждает и контролирует правильность её ведения руководитель предприятия.

Для чего нужна учётная политика организации?

Этот объёмный документ содержит следующие данные:

  • информацию о правилах организации налогового и бухучёта в компании;
  • перечень видов документов, используемых в работе;
  • требования к периодичности, с какой они должны быть составлены;
  • список ответственных за реализацию учётной политики организации.

Наличие такой системы на предприятии и строгое следование её положениям позволяет организовать грамотный учёт, соответствующий требованиям действующего законодательства. В случае налоговых проверок это даёт возможность отстоять правомерность проводимых в компании мероприятий и не допустить наложения штрафных санкций или дополнительных взысканий по налогам.

Особенности

Составление учётной политики необходимо для организаций любой формы собственности. Единственное отличие заключается в том, что ИП отражают в ней в основном положения налогового учёта, минимально затрагивая разделы, связанные с бухучётом.

Каких-либо строгих правил составления и оформления документа не выработано, поэтому компания может самостоятельно решать, какие разделы должны в нём присутствовать. Их выбор обусловлен спецификой деятельности организации, используемой системой налогообложения, требованиями к полноте отражения данных бухучёта.

К основным особенностям учётной политики можно отнести следующие аспекты:

  1. Она утверждается ежегодно изданием специального приказа до начала календарного года.
  2. При появлении нововведений в законодательстве изменения вносятся в локальный акт перед тем, как утвердить его действие на следующий период.
  3. Если законодатель не внёс никаких изменений в нормативные акты, регулирующие формирование учётной политики организации для целей бухгалтерского учёта и налогообложения, то издаётся приказ о продлении его действия в прежней редакции.

Что должно содержаться в тексте?

Учётная политика организации должна иметь несколько разделов, каждый из которых посвящается определённому направлению деятельности предприятия. Документ обязательно должен содержать:

  • список документов первичного учёта и их образцы;
  • данные о порядке и периодичности составления отчётных форм;
  • перечень лиц, ответственных за формирование документооборота и имеющих право подписывать документы;
  • план счетов, которые являются обязательными для учёта;
  • перечень способов, с помощью которых может быть проведена оценка активов и взятых на себя компанией обязательств, являющихся объектами учёта;
  • данные о периодичности и сроках проведения инвентаризации имущества, подлежащего проверке.

Вся информация, которая вносится в документ, должна соответствовать российскому законодательству, быть обоснованной и достаточной для проведения налогового и бухгалтерского учёта. Самостоятельно сделать это могут не все предприятия.

В этом случае написать учётную политику организации помогут фирмы, которые специализируются на выполнении услуг подобного рода. Их специалисты хорошо знают законодательство и отслеживают все нововведения в нормативных актах, имеют опыт работы с формированием документа по бухучёту и налогообложению и взаимодействия с налоговыми органами. Обращение к профессионалам позволит составить учётную политику, отвечающую всем требованиям, что поможет избежать многих неприятностей при налоговых проверках в будущем.